Болт крепежный — служит для скрепления частей; при больших диаметрах Б. имеет нарез квадратный, а при малых — треугольный или трапецеидальный, на которых заметно значительно большее трение, чем на квадратном. Для скрепления чугунных или железных частей с камнем употребляются или обыкновенные болты, или же имеющие вместо головки утолщенный четырехугольный конец; последние после закладки в особые выкованные или выделанные в кладке места — расклиниваются железными клинцами. Ср. Альбицкий, "Болтовое скрепление" (1888).
Э. Ф.
Болт упорный на стрелках железных дорог — укрепляется к рамному рельсу для сохранения постоянного расстояния между ним и остряком. Голова болта имеет коническую форму, основанием упирается в ножку рамного рельса, а вершиною прилегает к остряку; на другом конце обыкновенная нарезка и гайка. При длине остряка в 20 фут. таких болтов бывает от 3—4-х, весом от 2 до 2½ фунтов.
Э. Ф.
Болтовая гайка (железнодор.) — изобретенная Старком, не может сама развинтиться, а потому названа неразвинчивающейся. В стержне болта на длине его нарезки сделан узкий паз, а на внутренней поверхности гайки — 8 пазов такой же величины и размеров. Когда гайка завинчена и паз болта пришелся против одного из пазов гайки, тогда вставляется в оба паза металлический шпенек, который может быть вынут только силою, но выскочить от сотрясения не может. Такие болты с неразвинчивающейся гайкою уже употребляются на многих вагонных и паровозных фабриках.
Э. Ф.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Болтоу => Болховские князьяБолтоу., Болхач., Болховец., Болховитинов., Болховские князья., ...
Болховский 138 пехотный полк => Болховской Семен ДмитриевичБолховский 138 пехотный полк., Болховское княжество., Болховской Алексей., Болховской Семен Дмитриевич., ...
Болхуны => Боль ФердинандБолхуны., Болшовце, Булшовце., Боль Фердинанд., ...