Бес — Бес у языческих славян обозначал высшее враждебное для людей существо: слово бог, по всей вероятности, употреблялось в значении доброго божества, Белбога, а бес — в значении Чернобога. После принятия христианства древние эти слова не были забыты, но только изменили свое значение: первое стало обозначать Бога христианского, второе же — дьявола. У христианских летописцев этим же словом обозначаются вообще языческие божества. Славяне-язычники верили, что земля в продолжение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Они, вероятно, тогда не имели еще значения представителей нравственного зла, получили же это значение только под влиянием христианства и в особенности богомильского учения.
Ср. Крек: "Einleitung in die slavische Literaturgeschichte", стр. 166, 404.
И. Л.
Бес, древнеегипетский бог — имеющий вид уродливой человеческой фигуры, покрытой шкурой пантеры, с пучком перьев или пальмовых листьев на голове, с огромнейшими глазами и ушами почти на верхушке головы и расставленными врозь ногами. Последняя поза, равно как выражение улыбки на лице, заставляют предполагать в нем бога веселья и пляски, что отчасти подтверждается частым присутствием этого изображения на принадлежностях женского туалета того времени. Происхождение его, кажется, индийское. В Египетском музее в Лувре находится очень много изображений и статуэток бога Б.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Бес, мера веса => Беседа ДонскаяБес, мера веса., Бесайя., Бесдин., Беседа Донская., ...
Беседа, варшавский журнал => Беседа, танецБеседа, варшавский журнал., Беседа, род клуба., Беседа, танец., ...
Беседословие => БеседьБеседословие., Беседочный узел., Беседы., Беседь., ...