Ададуровы (в старину Ододуровы) — древняя русская фамилия; происходит вместе с Глебовыми и другими от прибывшего в Россию из Швеции при в. к. Дмитрии Ивановиче Донском в 1376 г. некоего Облагини. Члены этой фамилии служили воеводами, постельничими, и один из них, Федор Григорьевич, удостоился получить в 1583 г. от Иоанна Грозного титул ближнего дворянина. В XVIII веке один из Ададуровых, Василий Евдокимович, приобрел известность как ученый ревнитель просвещения и куратор Московского университета. Он род. 15 марта 1709 г., получил образование первоначально в Новгородском духовном училище, затем в академической гимназии в Петербурге, обратил на себя внимание знаменитого Бернулли, сделан был адъюнктом по кафедре математики и переводчиком при Академии. Потом преподавал русский язык невесте наследника престола, принцессе Софии. Сделавшись императрицею Екатериною II, она вернула своего преподавателя из почетной ссылки в Оренбург, куда он отправлен был в 1759 г., и сделала куратором Московского университета. Кроме математических исследований, Ададуровы издал немало полезнейших переводов с иностранных языков и составил русскую грамматику.
Адажио (Adagio, итал.) означает медленно, покойно. — Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo (самое медленное), но медленнее andante (более подвижное). У Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo.
В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; Адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.
Размер тактов Адажио должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача Адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем Адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в А., так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Адаир => Адай-гохАдаир., Адай-гох., ...
Адака => АдальАдака., Адалия., Адаль., ...
Адальберт => Адам ГальскийАдальберт I., Адам Гальский., ...