Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Жером, Жан-Леон

Жером, Жан-Леон (Gérôme) — один из отличнейших современных живописцев Франции, прославившийся картинами весьма разнообразного содержания, преимущественно же изображающими быт античного мира и Востока. Сын золотых дел мастера, он родился в Везуле (департамент Верхней Соны), 11 мая 1824 г.; начальное художественное образование получил в этом городе и, явившись в 1841 г. в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. По возвращении своем в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 г. картина: "Молодые греки забавляются петушиным боем" (находится в Люксембургском музее). За нею следовали: "Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура" (1848) и "Греческий лупанар " (1851) — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность. Подобная же двусмысленная картина Ж. появилась в салоне 1853 г. под невинным названием "Идиллия". Все эти воспроизведения древнеэллинской жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых "неогреков". Исполненная им в 1855 г. картина "Век Августа", с фигурами в натуральную величину, может быть рассматриваема только как неудачная экскурсия его в область исторической живописи в строгом смысле слова. Несравненно больший успех имели "Русские солдаты-песельники" — сцена, написанная по этюдам, сделанным во время поездки Ж., в 1854 г., через Россию в Молдавию. Еще более замечательны его высоко драматическая "Дуэль после маскарада" (185 7, находится у герцога Омальского; повторение — в Кушелевской галерее Императорской академии художеств) и появившиеся после поездки художника на берега Нила "Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне" (1861). Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Ж. пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из нее почерпнуты сюжеты для его сделавшихся всесветно известными картин: "Убийство Цезаря", "Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу", "Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия" (Ave Caesar, morituri te salutant), "Фрина перед ареопагом" (1861), "Авгуры", "Клеопатра у Цезаря" и некоторых др. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Ж. обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим, картины: "Перевоз пленника по Нилу" (1863), "Турецкий мясник в Иерусалиме", "Алмея", "Рабочие на молитве" (1865), "Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев" (1866) и "Арнауты, играющие в шахматы" (1867); порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, "Людовик XIV и Мольер" (1863), "Прием сиамского посольства Наполеоном" (1865) и "7 декабря 1815 г." (смерть маршала Макдональда). Начиная с 1870-х годов, творческая способность Ж. заметно ослабевает, так что за последние десятилетия можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: " Rex Tibicen " (Фридрих Великий; 1874), "Серое преосвященство" (1874) и "Мусульманский монах у дверей мечети" (1876). Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины; напротив того, в его картинах классической древности мы видим не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров. Рисунок у Ж. — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо — тщательное, но не вдающееся в сухость; колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением. В последнее время он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 г. останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: "Гладиатор" и "Анакреон с Бахусом и Амуром".

A. С-в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Жертва
Жертва — умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец,...

Жертвенник, место для принесения жертвы
Жертвенник, место для принесения жертвы -возвышение, на котором приносились жертвы. Основной тип его — это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, бл...

Жесткокрылые
Жесткокрылые или жуки (Coleoptera) — Жесткокрылые составляют один из наиболее характерных отрядов насекомых. Отличительные признаки их: более или менее твердые крылья первой пары, служащие л...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!