Зара-Якоб, абиссинский мыслитель — абиссинский свободный мыслитель. Род. в 1600 г. в Аксуме, где получил обычное образование абиссинского начетчика и мог сделаться духовным, но любознательность заставила его послушать португальских миссионеров, при Сисиннии (1607—32) временно подчинивших страну папскому авторитету. Столкновение двух миросозерцаний, а еще более зрелище двух ненавидевших друг друга христианских вероисповеданий, нарушили духовное равновесие З.-Я.: сделавшись законоучителем, он не мог примкнуть ни к одной из партий и навлек на себя подозрение со стороны обеих. Оклеветанный пред Сисиннием, он бежал в пустыню и, сидя в пещере в Амхаре, составил новое цельное религиозное миросозерцание, напоминающее учение современных ему английских деистов. Начав с сомнения во всем, он путем космологического доказательства пришел к познанию Бога-Творца и Промыслителя, но отверг откровенные религии, которые считал выдумкой жрецов и измышлениями человеческими. Бог открывается человеку в его разуме; голос разума непогрешим. Исходя отсюда, З. отвергает аскетизм, пост и особенно ненавистное для него монашество и безбрачие, но доказывает бессмертие души и необходимость непрестанной молитвы и прославления Бога-Творца. По наступлении более спокойного времени З. до самой смерти (1693) жил в Энфразе, отвергнув все предложения снова вернуться в Аксум к прежней деятельности. Учения своего он не распространял, а по жизни представлялся христианином, будучи и в этом отношении подобен европейским деистам. Только одного человека — Вальда-Хейвата — он посвятил в свою тайну, и тот сделался его последователем. Для прочих З.-Я. изложил свою автобиографии и исповедь в рукописи, копии с которой изредка встречаются в Абиссинии; две из них попали в руки d'Abbadie, a потом, вместе с его коллекцией, — в Парижскую национальную библиотеку. Издания: Б. Тураев, "Памятники эфиопской письменности. I. Исследования З.-Я." (СПб., 1904); Littmann, "Philosophi Abessi n i" (Пар., 1904). См. еще Б. Тураев, "Абиссинские свободные мыслители XVII в." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903). Секты З.-Я. не образовал, но отдельные последователи его учения встречаются, по-видимому, и в настоящее время.
Б. Тураев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
Зара-Якоб, абиссинский царьЗара-Якоб, абиссинский царь ("Семя Иакова", 1434—1468) — знаменитый царь и писатель абиссинский; царское имя его — Константин. Время его совпадает с периодом упорной борьбы с мусул...
Зарница, световая вспышкаЗарница, световая вспышка (Wetterleuchten, Eclair de chaleur, lightning) — так называется световая вспышка электрического происхождения, озаряющая часть небосклона. З. появляются обыкновенно...
Зародыш, в анатомииЗародыш, в анатомии — Развивающееся из яйца животное называется З. (embryo) до тех пор, пока развитие его протекает внутри яйцевых оболочек (или внутри тела матери, при живорождении). Питани...