Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Перуджино

Перуджино Пьетро (Perugino), собственно П. Вануччи (Vanucci) — знаменитый итальянский живописец, главный мастер умбрийской школы, учитель великого Рафаэля. Род. в Читта-делла-Пьеве в 1446 г.; умер в Кастелло-Фонтиньяно, близ Перуджии, в 1524 г. Художественное образование получил в Перуджии, но под чьим именно руководством — неизвестно; с некоторой вероятностью можно предположить, что его учителем был Бенедетто Буонфильи. Во всяком случае, он вначале держался направления староумбрийской живописи, но, попав во Флоренцию, усовершенствовал свой стиль через изучение тамошних мастеров; Вазари говорит, что он учился здесь у А. дель-Верроккио, хотя в его работах нисколько не отражается влияние этого художника. Ранние произведения Перуджино — фрески, исполненные в 1475 г. в большой зале городской ратуши Перуджии и в 1478 г. в одной из капелл Черквето, — в настоящее время не существуют. В 1480 г. Перуджино был вместе с несколькими флорентийскими мастерами вызван в Рим для украшения стенной живописью Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Здесь были им написаны: "Вознесение Богоматери на небо". "Младенец-Моисей, найденный дочерью фараона, "Рождество Христово", "Крещение Господне" и "Вручение ключей ап. Петру". Из этих фресок уцелели только две последние, первые же три папа Павел III приказал уничтожить для того, чтобы освободить место для "Страшного Суда" Микеланджело. Занимаясь в Сикстинской капелле, Перуджино нередко отлучался во Флоренцию, где завел свою главную мастерскую; затем он усердно трудился то в этом городе, то в Перуджии, то в других местах Италии, куда его приглашали как одного из искуснейших живописцев того времени. Свои первые станковые картины, каковы например небольшая Мадонна Лондонской национальной галереи и круглая "Мадонна с четырьмя ангелами" Луврского музея в Париже, он писал темперой и только с 1494 г., побывав в Венеции, стал работать масляными красками. Наилучшей порой его деятельности надо считать 1494—1500 гг. Произведения, исполненные им в эту пору, полны своеобразного религиозно-мечтательного настроения, в высшей степени проникнуты неподдельным и глубоким чувством благочестия, отличаются силой выражения благородных, необыкновенно привлекательных фигур и теплым, энергичным колоритом. К числу таких произведений принадлежат картины: "Снятие с креста" (находится в галерее Питти во Флоренции), "Богоматерь на троне", написанная для перуджийской ратуши (теперь в Ватиканском музее), "Воскресение Христово" (там же), "Мадонна во славе" (в Болонской пинакотеке) и "Вознесение" (в Лионском музее), фреска "Распятие" в церкви Санта-Мариа-Маддалена-деи-Пацци во Флоренции и стенная и плафонная живопись в Меняльной палате (Sala del cambio) в Перуджии, представляющая соединение религиозных сюжетов с аллегорическими изображениями и орнаментом. Этим перлам искусства уступают в достоинстве следовавшие за ними работы Перуджино — "Взятие Богородицы на небо", написанное для монастыря Валломброзы (ныне во Флорентийской акад. художеств), "Обручение Богоматери" для перуджийского собора (ныне в Каннском музее во Франции), "Битва Любви с Непорочностью" (в Луврском музее) и некот. др. Чем дальше, тем заметнее клонилось творчество Перуджино к упадку; будучи завален заказами, знаменитый мастер стал относиться к ним менее серьезно, исполнял их при помощи своих учеников, так сказать, по однажды выработанному шаблону, вследствие чего в произведениях последних лет жизни Перуджино мы видим его часто повторяющимся, утратившим прежнюю искренность чувства, аффектированным в экспрессии, сухим и жеманным в рисунке. Однако и среди таких произведений можно указать на некоторые весьма удачные, каковы например картины "Мучение св. Севастиана", "Рождество Христово", "Крещение" и "Преображение" (в перуджийской пинакотеке) и фреска "Рождество Спасителя", перешедшая из церкви в Фонтиньяно в лондонский Соут-Кенсингтонский музей. В 1508 г. Перуджино снова работал в Ватикане, где им тогда украшен живописью потолок "Комнаты Пожара" (Stanza del'Incendio). Кроме Рафаэля, в школе Перуджино получили образование многие художники, из которых самыми значительными после "божественного" урбинца были: Джованни ди-Пьетро, прозванный Ло-Спанья, Джанникола ди-Паоло, Эузебио ди-Сан-Джорджо и Джерино да-Пистойя. Ср. В. Orsini, "Vita, elogio e memorie dell'egregio pittore Pietro Perugino" (Перуджия, 1804); "Geschichte d. Italienisch. Malerei v. J. A. Clowe и G. B. Cavalcaselle, Deutsche Original-Ausgabe besorgt v. M. Jordan", (Лейпциг, т. 4, 1871); M. Jordan, "Pietro Perugino" (в P. Доме "Kunst и K ü nstler d. Mutelalters u. d. Neuzeit" (2 изд., I т.); А. Вышеславцев, "Умбрия и живописные школы Северной Италии" (СПб., 1885).

А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Вант-Гофф
Вант-Гофф (Якобус Гендрикус) — нидерландский ученый; род. в 1852 г. в Роттердаме; учился в Дельфте, Лейдене, Бонне, Париже и Утрехте, был сперва профессором в Утрехте, потом в Амстердаме, а ...

Вантуз
Вантуз — в воде всегда находится воздух, который в возвышенных точках водопроводных труб собирается и препятствует правильному движению воды в них. Для устранения этого нужно время от времен...

Ванька Вдовкин сын
Ванька Вдовкин сын или Удовкин сын — герой сказки-былины "О Ваньке Удовкине сыне и царе Волшане Волшанском", записанной у Рыбникова № 76. Стасов в былине этой видит просто русскую ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!