Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Творчество

Творчество — в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало — и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле Творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой и оригинальной форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Творчество поэтическое, музыкальное, Творчество в изобразительных искусствах, Творчество администратора, полководца и т. п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва ли не составляет отличительного свойства русского языка. Др.-греч. πόησις имело специальное применение к области словесного Т. В зап.-европейских яз. сливаются термины Творчество и творения, созидания (cr éation, Schö pfung), в различных специальных приурочениях. Отчасти понятию Творчество отвечает нем. Schaffen (dichterisches Sen.), франц. invention (не в смысле только изобретения), g énie cré ateur и т. п. Термин invention уже в лат. яз. (inventio) выражал понятие сочинять, творить; в области риторики (трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имело специальное значение — композиции, сочинения, вымысла, прикрас ("belle invenzioni" у Торквата Тасси, "Discorsi dell'Arte poetica"). Различение Творчество научного от Творчество художественного и от Творчество в области жизненных отношений, т. е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и в приемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля к различному обозначению 3 основных свойств разума: созерцательного, действенного и творческого (ποιητιχή) в тесном смысле слова (Никомахова Этика; ср. Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887). Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, — стало быть, при несколько внешнем понимании термина, — Аристотель все же дал прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Творчество как способности обдуманного или сознательного воплощения истинного при отождествлении истины и красоты. В настоящее время принято различать двоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное — и продуманное, сознательное, художественное; первое характеризует по преимуществу произведения первобытного, народно-собирательного искусства, а второе относится к области высшего искусства, в котором непосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением и проверочной аналитической работой. Народно-собирательное Творчество характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в противоположность Творчество индивидуальному и сознательному. Последний эпитет имеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности и непреднамеренности, составляющих характерные особенности процессов творчеств. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нет места для творческой мысли и является то, что принято называть сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мысли представляется сложным и далеко еще не порешенным вопросом. В житейском смысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения — и с этой точки зрения Белинский по прочтении "Бедных людей" Достоевского мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал. С психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психической жизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе о сознательном или бессознательном Творчество имеется в виду большая или меньшая координация различных функций психического организма человека. Затем вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческого вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философов древности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двух различных мнений о сущности Т., которые поддерживаются поныне представителями разных миросозерцаний. Великолепное описание поэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией о предсуществовании идей, с стремлением души освободиться от оков плоти, чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину —представляется основою позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в миpe реальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Творчество бессознательном, или интуитивном. Аристотель, останавливаясь на определении искусства как подражании природе (определении, между прочим высказанном и Платоном), является представителем более реалистического понимания процессов Творчество (см. Поэтика). С этой точки зрения Творчество сводится к простой комбинации данных нашего сознания, восприятий внешнего мира. Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философских учений разделяют судьбу этих учений и тесно связаны с решением метафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Творчество входит в круг задач современной психологии в связи с проблемами о процессах мышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами к определению сущности творческого акта (опыт циркулярного опроса современных писателей по этому вопросу см. в "Ann é e psychologique", ч. I); но в показаниях о процессах Творчество обыкновенно ускользает самое главное, по-видимому, неуловимое и не поддающееся определению в психическом аффекте, обусловливающем творческий процесс. Историки и критики, пытаясь проникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по необходимости) собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательно выливались психические состояния, предшествовавшие окончательному воплощению творческого замысла, разлагая последний на его составные части и подвергая оценке произведение в его целом. Если по проверке всякое "новое слово" художника и мыслителя имеет лишь относительное значение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого Т., если, с другой стороны, в не выясненном еще окончательно вопросе об отношении сознательной и бессознательной душевной деятельности первоисточник Творчество характеризуется бессознательностью и непроизвольностью, то во всяком случае акт Творчество есть процесс прояснения нашего сознания, продукты Творчество — показатели расширения горизонта сознания и "новыми" они представляются, прежде всего, опять-таки по отношению к нашему сознанию. "Человеческий ум, — замечает Сеаль (Gabriel S éailles, "Essai sur le gé nie dans l'art", П., 1897), — не есть простое зеркало, отражающее природу... Он не получает своих познаний, а приобретает их; не подчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances, il les cr é e)". В этом смысле, т. е. по отношению к индивидуальному сознанию, Творчество вполне законно приобретает широкое применение, и если Алексей Толстой — тот из наших поэтов, который всего резче высказался против придания слишком безусловного значения художественному Т., — возражал против мнения, что художник — создатель своих творений, то им же вполне верно сказано:

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков

Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света

Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.

В этом уменье воспринимать и в воплощении воспринятого — основные атрибуты Т.

Ф. Батюшков.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Театр
Театр I. Театр у греков и римлян (θέατρον) — как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые...

Театр военных действий
Театр военных действий — определенная часть Т. войны, на которой действует отдельный отряд или армия с некоторою самостоятельностью. Так, например, во время войны 1805 г. Наполеон должен был...

Тебальдео
Тебальдео Антонио (Tebaldeo) — итальянский поэт (ум. 1537), род. в Ферраре; был при мантуанском дворе учителем поэзии; в 1504 г. состоял секретарем при Лукреции Борджиа в Ферраре; в 1505 г. ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!