Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Тальма

Тальма Франсуа-Жозеф (Talma, 1763—1826) — знаменитый франц. актер. Получил прекрасное образование. Отец его, зубной врач, хотел передать сыну свою профессию, которою Тальма одно время и занимался. В часы досуга он играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене Comedie Fran ç aise в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в число сосьетеров (пайщиков) театра. По вековой традиции, актеры играли героев различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине XVIII ст. актер Лекен и актриса Клэрон восставали против этой нелепости, но не могли победить силу привычки. Тальма настаивал на том, чтобы на сцене костюмы древних и чужих народностей были строго скопированы с древних статуй, монет и медалей. Когда он однажды появился в таком костюме, на него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы совсем статуя!"; другой актер заметил: "уж не простыню ли вы на себя накинули вместо костюма?" Тальма упорно продолжал отстаивать свой взгляд, между прочим в статье "Reflexions sur Lekain et sur l'art th éâ tral". Ту же правдивость Тальма старался внести и в дикцию, осуждая излишнюю и фальшивую декламацию. Приближалась революционная эпоха. На сцену предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье "Карл IХ, или школа королей", переполненную протестами против злоупотреблений и гнета власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы, не желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Тальма взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его матери и выказал столько страданий от упреков совести, что его талант в первый раз был оценен вполне. Пьеса имела громадный успех, к неудовольствию значительной части старых актеров труппы. Привыкшие к королевскому режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели помогать их распространению. Т., наоборот, отдался революционному течению. После 30-го представления драмы "Карл IX" ее сняли с репертуара. Это вызвало сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Тальма и актером Ноде. Пьесу возобновили, но борьба продолжалась: Тальма и многие другие актеры покинули театр и основали свой в здании Пале-Рояля, в улице Ришелье. Таким образом французский театр распался: прежний, под названием Театра Нации, ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное правительство закрыло этот театр и посадило его актеров в тюрьму; они спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "Комитета общественного спасения", уничтожившему их бумаги. Театр в улице Ришелье принял название "театра свободы, равенства и братства", а потом Театра Республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в театре улицы Ришелье, который с тех пор и до наших дней продолжает там свое существование. Во время реакции Тальма должен был оправдываться перед публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После Реставрации Тальма оставался тем же художником. Выслушивая похвалы и поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что сказалось и в интимной его жизни. Тальма был два раза женат, сперва на умной и богатой аристократке Жюли Каро, увлекшейся либеральными идеями и талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и политические знаменитости того времени. Впоследствии Тальма с ней развелся и женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от страха в Эрфурте, когда ее супруг должен был перед собравшимися там монархами говорить революционные стихи из драмы "Смерть Цезаря ". Умирая, Тальма не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его; он помнил, как за всю его жизнь духовенство недоброжелательно относилось к актерам. Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только потому, что отец их был актер. Это побудило последнего перевести сыновей в протестантскую школу. Тальма обладал прекрасными сценическими данными, красивой, стройной наружностью и чрезвычайно приятным, гибким голосом. Он считается преобразователем французского сценического искусства не только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался сделать жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации. Лучшими его ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод, Цезарь, Манлий, Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса).

В. Крылов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Тальсен
Тальсен — мст. Курляндской губ., административный центр Тальсен уезда, при небольшом озере. Тальсен основан в XVII в. 4319 жит.; из них евреев — 41%, латышей — 33%, немцев — 25%, остальные р...

Тальяд
Тальяд Лоран (Tailhade род. в 1854 г.) — фpaнцyзcкий поэт-символист. Лирик по преимуществу, Тальяд вносит в свои изысканные по форме стихотворения резкие сатирические ноты, вызванные презрен...

Там Карл-Игнац
Там Карл-Игнац (Karel-Ignаc Tham, 1763 — ум.) — чешский писатель. Благодаря усердному чтению старочешских книг он приобрел необычайное для того времени и при тех обстоятельствах знание чешск...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!