Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Шейбани

Шейбани — последний по времени из среднеазиатских завоевателей, положивший начало господству узбеков в Мавераннехре. Род. в 1451 г. Настоящее имя его было Шах-Бахт Мухаммед; Шейбани — поэтическое прозвище, принятое им по имени его предка Шейбана, младшего сына Джучи, сына Чингисхана. Под этим прозвищем он чаще всего упоминается как современниками, так и потомками; основанная им династия известна в истории под названием Шейбанидов, хотя ни один из ее представителей не был прямым потомком Ш. Еще в детстве (1460) Шейбани лишился своего отца Шах-Будага и был воспитан своим дедом Абулхайром (см. Киргиз-Кайсаки и Узбеки). После смерти Абулхайра (1468 или 1469) начались междоусобия среди потомков Шейбана; Шейбани и его брат Махмуд бежали в Астрахань. В течение следующих двадцати лет Шейбани вел жизнь искателя приключений, появляясь с набранным им отрядом приверженцев то в Киргизских степях, то на полуострове Мангышлаке, то в Хорезме и прикаспийских областях. В 1487 г. он присоединился к самаркандскому султану Ахмеду (см.) и принял участие в его походе против монгольского хана Махмуда, владевшего Ташкентом, но скоро перешел на сторону Махмуда; сторонники Шейбани объясняли его измену тем, что он только предупредил коварные планы приближенных Ахмеда. С помощью Махмуда Шейбани в 1 4 88 г. завоевал Отрар, Ясы (Туркестан), Сабран, Сыгнак и др. города (см. Туркестан) между средним течением Сыр-Дарьи и горами Кара-тау. Махмуд оказал поддержку Шейбани и тогда, когда тот решил воспользоваться смутами в Мавераннехре, чтобы овладеть этой страной. В 1498 г. Шейбани взял крепость Шираз (к северу от Самарканда), в 1500 г. — Бухару и Самарканд. В 1501 г. Бабур (см.) посредством нечаянного нападения овладел Самаркандом, но в том же году снова должен был сдать город Ш. Только тогда Махмуд-хан понял, что возвышение Шейбани не соответствует интересам монголов, вызвал из Восточного Туркестана своего брата Ахмеда и готовился собрать все свои силы для уничтожения Ш. Все его планы были расстроены быстрым движением Ш. С 30000 войска он прошел мимо принадлежавшего монголам Ура-тюбе в Фергану, при Ахсикете неожиданно напал на обоих братьев, с которыми было только 15000 человек и обоих взял в плен (1503). Шейбани довершил удар, нанесенный гордости ханов, великодушием, с которым возвратил свободу им обоим, с тем, чтобы они оставались в своих восточных владениях; Ура-тюбе и Ташкент перешли во власть Ш. В 1504 г. было докончено покорение Ферганы и южной части Мавераннехра, после чего Шейбани разделил свое государство, простиравшееся от Аму-Дарьи до гор Кара-тау на севере и до границ Семиречья на востоке, на уделы. Удельные князья носили титул султанов; титул хана принадлежал только главе рода, хотя иногда его принимали и наиболее могущественные, фактически независимые удельные князья. В 1505-1507 гг. были завоеваны остальные земли, еще находившиеся в руках Тимуридов: Хорез, Балх и Хорасан. Зимний поход Шейбани на Киргизские степи, в начале 1510 г., против могущественного казацкого хана Касима (см. Киргиз-Кайсаки), был неудачен; Шейбани вернулся в Хорасан с большим уроном, хотя в надписи, выбитой им на одной скале с северной части Хорасана и существующей до сих пор, поход назван победоносным. Столь же неудачны были действия против хозарейцев в горах Афганистана, летом того же года. Около того же времени Шейбани отнял уделы у некоторых из своих родственников, чем возбудил их неудовольствие, оказавшееся для него роковым. Шах Исмаил, основатель новоперсидского государства (см. Персия), начал войну с Шейбани и вступил в Хорасан. Шейбани ожидал его с войском в Мерве; султаны медлили придти к нему на помощь; сам Ш., ввиду обострившихся отношений, не желал разделять с ними славу победы и добычу и с недостаточными силами вступил в битву с персами, окончившуюся полным поражением узбеков (29 ноября 1510). Сам Шейбани пал в битве; персы отрубили трупу голову; из черепа шах Исмаил сделал для себя чашу. Рассказ историков подтвердился при вскрытии гробницы Шейбани в Самарканде, произведенном в начале 80-х гг. XIX в.; скелет Шейбани оказался без головы (ср. Н. Веселовский, "Подробности смерти узбецкого хана Мухаммеда Ш.", Москва, 1897, из III т. 8-го археологического съезда в Москве).

Личность Ш., как и других среднеазиатских исторических деятелей, еще не была предметом подробного исследования на основании первоисточников, число которых в данном случае вполне достаточно; мы имеем подробные известия о Шейбани как из среды его сторонников, так и из среды его противников — Тимуридов, монголов и персов; кроме того, до нас дошли религиозно-мистические стихотворения самого Ш. Стихи Шейбани не пользовались уважением беспристрастных современников, отдававших полную справедливость его военным талантам. Мистическое настроение, по-видимому, занимало значительное место в характере Ш.; даже своими военными подвигами он, посредством аллегорического толкования, пользовался для описания борьбы человека со своими страстями. Склонность к мистицизму не помешала Шейбани подвергнуть гонению руководителей ордена накшибендиев, пользовавшихся большим уважением среди населения Мавераннехра, но связавших свою судьбу с судьбой Тимуридов; глава ордена, Мухаммед-Яхья, поплатился жизнью. Дипломатические и военные таланты Шейбани не подлежат сомнению, но он не сумел упрочить результаты своей деятельности. Дожив почти до 60 лет, Шейбани не принял никаких мер для обеспечения престолонаследия. Зависть и подозрительность Шейбани направлялись против наиболее даровитых и влиятельных представителей рода, которые существенно способствовали его победам и после его смерти одни только оказались в состоянии спасти государство. Предметом такой зависти был прежде всего брат Ш., Махмуд, умерший в 1504 г.; Шейбани открыто радовался его смерти и говорил, что при будущих победах Шейбани уже нельзя будет, как делалось прежде, приписывать заслугу этих побед Махмуду. В последний год своей жизни Шейбани оскорбил даровитого сына Махмуда, Убейдуллу, и своего дядю Кучкунчи, опасаясь, по-видимому, влияния последнего, как старшего в роду. После смерти Шейбани все его завоевания тотчас перешли в руки Исмаила и Бабура; только благодаря дарованиям Убейдуллы владычество узбеков могло быть восстановлено уже в 1512 г. Убейдулла сумел привлечь на свою сторону симпатии населения, и ему всецело следует приписать упрочение господства узбеков в Мавераннехре.

В. Бартольд.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Шейбер
Шейбер (J. H. S. Scheiber) — австрийский врач; родился в 1834 г. Окончил курс в Вене. В 1862 г., получив место хирурга и прозектора в главном госпитале в Яссах, Шейбер основал в Бухаресте па...

Шейнер
Шейнер (Христофор Sheiner) — германский математик, астроном и физик (1575-1650). Вступив в 1595 г. в орден иезуитов, он сделался профессором еврейского языка и математики в университетах спе...

Шейново
Шейново — селение в Болгарии, у южного склона Балканских гор, в 4-5 верстах от деревни Шипки (см.). Во время войны 1877 г. Шейново вошло в район обширного укрепленного лагеря, устроенного ту...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!