Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Шанкарачарья

Шанкарачарья (санскрит. Çankara = имя собственное + âcârya = учитель, брахман) — или просто Шанкара — знаменитый индийский религиозный реформатор и философ, один из главных учителей и проповедников философской школы Веданта (см.), живший в VIII или (вероятнее) в IX в. Наиболее достоверное предание свидетельствует, что он родился в 788 г. после Р. Х. (см. А. Вебер, "Indische Studien", т. XIV, стр. 353). Менее достоверные известия относят его ко второму и пятому столетиям нашей эры ("Indian Antiquary", I, 361; VII, 282). Шанкарачарья был родом из Кералы или Малабара, из касты брахманов Намбури, и вел очень беспокойную бродячую жизнь, во время своих странствований успешно диспутируя с представителями разных религиозных учений, начиная с ортодоксальных вишнаитов и шиваитов и кончая менее правоверными джайнистами и буддистами. При этом он никогда не упускал случая популяризировать в устных беседах и писаниях философское учение Веданты. Во время своих путешествий он основал ряд монастырей (maţha), для сохранения и распространения своего учения. Некоторые из них уцелели и по сию пору. Главный из них — монастырь в Шрнгири, или Шрнга-гири, на склоне западных Гхатов, в Майсоре, вблизи источников реки Тунгабхадры. Под конец жизни Шанкарачарья добрался до Кашмира и там, после победоносного диспута с разными оппонентами, воссел на трон Сарасвати. Умер в Кедаранатхе (в Гималайских горах), еще совсем молодым (32 лет).

События последних лет его жизни засвидетельствованы местными преданиями. Трон Сарасвати, на котором сидел Ш., показывают и теперь в Кашмире, а в храме Шивы в Бадари с незапамятных пор жрецом, совершающим богослужение, всегда состоит малабарский брахман из рода Намбури. Ученость и святость жизни Шанкарачарья пользовались таким уважением, что его считали воплощением Вишну и Шивы и верили в его способность совершать чудеса, Тем не менее ему приходилось считаться и с проявлениями неуважения и неприязни. Рассказывают, что когда после его возвращения домой из странствий умерла его мать, и он должен был совершить над ней погребальный обряд, то родственники его отказались снабдить его огнем, а брахманы не захотели совершать богослужения. Тогда Шанкарачарья произвел огонь из своей руки и сжег тело матери во дворе своего дома, произнеся заклинание, что брахманы здесь не будут изучать вед, нищие монахи никогда не получат милостыни, а мертвые всегда будут сжигаться вблизи домов, в которых жили (обычай, по преданию, переживший Ш.). В Малабаре Шанкарачарья приписывают разделение первичных четырех каст на 72 (по 18 подразделений в каждой из основных каст) и определение их занятий и обязанностей. По своим религиозным догматам Ш., по-видимому, скорее склонялся к вишнуизму, но пользуется одинаковым почетом у представителей обеих главных сект индуизма — шиваитов и вишнуитов.

Как философ, он был апостолом учения о так назыв. адваита, составляющем одну из главных составных частей школы Веданта (см.), т. е. о тождестве человеческого духа с мировым духом (advaita = недвойственность, единство). Согласно этому учению, дух человека и верховный дух составляют одно целое; все, что мы видим в мире — разные формы, произведенные мировым духом, и в то же время впечатления нашей души. Вне нашей души и вне верховного духа нет ничего. Таким образом весь мир есть не что иное, как наша иллюзия, наше представление. Только наше незнание заставляет нас отделять нашу душу от мирового духа и считать ее существующей отдельно и независимо. Устранение этого незнания приводит к полному освобождению человеческой души от неумолимого закона о переселении душ и достигается изучением философских истин Веданты. Существует очень много философских трактатов и литературных произведений, действительно принадлежащих Шанкарачарья или только приписываемых ему. Наиболее важным является его "Бхашья" (Bhâshyam), т. е. комментарий на Веданта-сутру, приписываемую Вьясе (см.). Приписываются Шанкарачарья еще трактаты: "Атмабодха" (Познание Атмана — мирового духа; переведен и объяснен F. Nève в "Journal Asiatique", т. VII, 6-я серия) и "Прашноттараратнамала" (Praçnottararatnamâlâ = "Драгоценное ожерелье вопросов и ответов"; изд. в санскритской и тибетской редакциях и с французским переводом Ed. Foucaux, П., 1867, и А. Вебер, в "Записках Берлинской Академии Наук", 1868, стр. 92 и сл.) — амальгама буддийских и шиваитских учений; комментарии на Бхагавадгиту и на Нрсинха-Тапания-упанишаду; сборник гимнов в честь Парвати, супруги Шивы, носящий название "Ананда-лагари" (Ananda-laharî = волна наслаждения). Другой подобный сборник, "Саундарья-лагари" (Sâundarya-laharî = в олна красоты), также приписывается Ш. Буддисты считают Шанкарачарья (вместе с Кумарилой) злейшим врагом своей религии и приписывают ему ее падение, что, впрочем, преувеличено, так как буддизм продолжал держаться в Индии еще более 6 веков после смерти Ш. Несомненно, однако, что учение Шанкарачарья способствовало постепенному умиранию религии Будды на самой ее родине.

Ср. F. H. Windischmann, "Sancara, sive de Theologumenis Vedanticorum" (Бонн, 1833); A. Bruining, "Bijdrage tot de Kennis van den Vedânta" (Лейден, 1871). У нас о Шанкарачарья и его философии писала В. Джонстон в "Вопросах философии и психологии" за последние годы. См. также Индия (история), Веданта, Индийская философия. Туземная биография Шанкарачарья излагается в так называемой Шанкара-виджая (см.).

С. Б-ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Шанкр
Шанкр — под этим именем разумеют в настоящее время язвы, образовавшиеся от заражения венерическим или же сифилитическим ядом; в первом случае развивается простой или мягкий (венерический) Ш....

Шансенэ
Шансенэ (Chancenay, 1759-1794) — французский литератор, сын губернатора Лувра. Начал службу в гвардии, скоро прокутил крупное состояние, наделал неоплатных долгов и составил себе незавидную ...

Шанталь
Шанталь (Jeanne-Françoise de Fremyot, baronne de Chantal, 1572-1641) — основательница монашеского ордена визитации. Дочь президента дижонского парламента Фремио, она с раннего детства...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!