Шампэнь (Филипп de Champaine) — живописец, причисляемый и к французской, и к фламандской школам; род. в Брюсселе, в 1602 г.; учился сперва у Ж. Фукьера, в Антверпене, а потом, переселившись в 1621 г. в Париж, некоторое время у Лаллемана, сблизился там с Н. Пуссеном и довольно долго работал вместе с ним под руководством Дюшесна, в качестве его помощника по украшению живописью Люксембургского дворца королевы Марии Медичи. Предпочтение, выказанное ею некоторым из картин Шампэнь перед произведениями Дюшесна, возбудило зависть в последнем. Это побудило Шампэнь возвратиться в Антверпен, но едва успел он прибыть туда, как до него дошло известие о смерти Дюшесна и приглашение королевы явиться снова в Париж для того, чтобы заведовать работами в Люксембургском дворце. Получив титул придворного живописца, Шампэнь начал исполнять ряд портретов для устраивавшейся в этом дворце галереи знаменитых людей, много трудился для французских церквей и замков, был членом парижской академии художеств, а потом ее профессором и ректором и пользовался большим почетом и громкой известностью до тех пор, пока Ш. Лебрён не затмил его славы. Под старость он поселился в Пор-Рояле, где его дочь была монахиней, и умер там в 1674 г.
Картины этого художника имеют некоторое сходство с произведениями Н. Пуссена, не превосходят их в отношении силы, ясности и естественности колорита; напротив того, по ним видно, что, сравнительно с Пуссеном, Шампэнь был в меньшей степени одарен находчивостью фантазии и даром композиции, первоклассным мастером он является преимущественно в своих портретных работах, отличающихся тонкой передачей характера изображенных лиц, вкусом их постановки, рельефностью лепки, блеском красок и тщательностью исполнения. Произведений Шампэнь особенно много хранится в Луврской галерее, в Париже; наиболее замечательные между ними — картина, изображающая дочь-монахиню художника, молящуюся об избавлении ее матери от лихорадки (1662), "Спаситель, снятый со креста", эпизоды из жития св. Гервасия и Протасия и портреты самого Ш., кардинала Ришелье, писателя Р. Арно д'Андильи. Очень богат картинами Шампэнь также брюссельский музей (их находится там 16). Они имеются и в других коллекциях: в Лондонской национальной галерее (собственный портрет художника), в Мюнхенской пинакотеке, в галерее Карлсруэ (портрет Кольбера), в Венском музее ("Адам и Ева, оплакивающие убитого Авеля"), в мадридском музее дель-Прадо, в Императорском Эрмитаже ("Моисей" и портрет Кольбера), в гаагском и лилльском музеях и в некоторых частных собраниях.
Ср. Gazier, "Philippe et Jean-Baptiste de Champaigne" (П., 1893).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.
ШамфлериШамфлери (Champfleury, 1821-1889) — псевдоним французского писателя Жюля Флери. Сперва книгопродавец, затем журналист, он опубликовал в 1847 г. "Chien-Caillou", по мнению Гюго — бл...
ШамфорШамфор (Себастьян Рок Николай Chamfort, 1741-1794) — французский писатель. Незаконный сын, Шамфор сам усвоил себе эту фамилию и долго, меняя мелкие профессии, боролся за существование, пока ...
Шамшин, Петр МихайловичШамшин, Петр Михайлович (1811-1895) — исторический живописец, сын академика-живописца, преподававшего рисование в классах Императорской академии художеств; десяти лет от роду был определен в...