Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Чимабуе

Чимабуе (Джованни Cimabue) — флорентийский художник, один из главных возродителей итальянской живописи после ее продолжительного средневекового застоя, происходил из знатной и богатой фамилии Ч.-Гвальтьери, родился, по свидетельству Вазари, в 1240 г., работал во Флоренции и в соседних с ней местах и умер, вероятно, в 1302 г. До его времени живопись в Италии оставалась застывшей в оковах византийского стиля, повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений, соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам возможности выказывать их индивидуальное чувство. Правда, еще до Чимабуе и одновременно с ним некоторые тосканские живописцы стремились, не разрывая связи своего творчества с византийскими преданиями, вносить в него новизну, красоту и свободу, но их попытки были робки и незначительны в сравнении со сделанными этим мастером. В первых своих иконах Богоматери, из которых одна, бывшая во флорентийской церкви С.-Тринита, находится теперь в тамошней академии, Чимабуе является еще вполне византийцем; но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживленными, привлекательными и величественными, а краски более свежими, изящными и натуральными. Этого было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженного отношения к его работам. Рассказывают, что Мадонна, написанная им для капеллы Ручеллаи в церкви C.-Мариа-Новелла (где она находится и теперь), будучи еще не совсем окончена, прославилась дотакой степени, что Карл Анжуйский, в бытность свою во Флоренции, пожелал видеть это необычайное произведение и посетил для того мастерскую Ч., а потом оно было (в 1267 г.) при многолюдном стечении народа торжественно перенесено в упомянутую церковь, в память чего тот квартал, через который проходила процессия, получил название Borgo Allegro. Богоматерь в этом образе представлена на золотом фоне, сидящей на роскошном троне с Младенцем-Христом на коленях; шесть коленопреклоненных ангелов помещены у трона, потри с каждой стороны, один над другим. Лик Мадонны еще византийского типа, с тонким и длинным носом, миндалевидными глазами, высокими бровями и маленьким ртом; но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости и умиления. Лицо Младенца — такое же не детское, как на всех вообще иконах того времени; но в данном ему движении виден мотив, подмеченный художником в натуре. Общая композиция торжественна, не лишена изящества, а ангелы могут быть даже названы созданиями высокой красоты. Простые и светлые краски приближаются в телесных частях к естественным цветам, и вся техника живописи значительно лучше тогдашней византийской. Две другие замечательные Мадонны Чимабуе находятся в Луврском музее, в Париже, и в Лондонской национальной галерее: первая, происходящая из церкви С.-Франческо в Пизе, окружена рамой с медальонами, в которых написаны изображения 24-х святых; вторая, представляющая Богоматерь в полуфигуре, первоначально принадлежала флорентийской церкви С.-Кроче. Несколько раньше, чем была исполнена Мадонна Ручеллаи, Чимабуе трудился вместе с другими мастерами над украшением фресковой живописью верхней и нижней церквей монастыря св. Франциска в Ассизи, но за исключением Мадонны с четырьмя ангелами, написанной несомненно им в нижней церкви, теперь трудно решить, какие именно из тамошних фресок принадлежат ему; судя по манере исполнения, можно приписать ему более всех остальных "Лобзание Иуды" и "Положение в гроб", к сожалению, пострадавшие до такой степени, что содержание их едва различимо. В конце своей жизни Чимабуе занимался производством в апсиде Пизанского собора мозаики, изображающей Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успел окончить только две из этих фигур: третья, фигура Пресвятой Девы, исполнена позже (в 1321 г.) пистойцем Вицинусом. Изшколы Чимабуе вышел великий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению еще дальше, чем он.

Ср. Strzygowski, "Cimabue und Rom" (Вена, 1888).

А. С-в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Чима-да-Конельяно
Чима-да-Конельяно (Джованни Баттиста Cima da Conegliano) — один из значительнейших живописцев венецианской школы; родился, вероятно, в Конельяно (в Тревизской области), но когда именно — неи...

Чимкент
Чимкент — уездный город Сыр-Дарьинской области, в 114 верстах к северу от Ташкента, на высоте1650 футов над уровнем моря, на реке Бадам, левом притоке реки Арыс, впадающей справа в Сыр-Дарью...

Чин, в православной церкви
Чин, в православной церкви — Слово " Ч.", при переводе его с греческого языка (τάξις, ordo) означает порядок (см. 1 Коринф; Луки, I, 8). В этом смысле...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!