Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Мадзини

Мадзини Джузеппе (Mazzini) — знаменитый итальянский революционер, род. в 1805 г. По окончании курса в Генуэзском унив. занимался в Генуе, потом в Ливорно литературной работой. Еще дома воспитавшийся в демократических идеях, Мадзини сделался членом тайного общества карбонариев (см.), где скоро был посвящен в степень магистра, а потом и "великого избранника". В 1830 г. он был предан, арестован и высидел 6 месяцев в крепости в Савоне. В уединении тюрьмы, обдумывая свое личное прошлое и положение Италии, он решил, что "вместо попыток гальванизировать труп общества карбонариев следует выстроить революционное здание на совершенно новом фундаменте". По отбытии заключения Мадзини был выслан за границу. С тех пор началась его скитальческая жизнь, то во Франции, то в Швейцарии, то (и всего более) в Англии, где он был свободен от преследований итальянских правительств. Перебиваясь литературной работой, он все время страшно нуждался, но не падал духом, учреждал тайные и явные общества, собирал деньги, снаряжал экспедиции с целью освобождения Италии от ига австрийцев и Бурбонов и объединения ее в одно большое государство. Главным стимулом его деятельности была глубокая религиозная идея, хотя он не был католиком, как Джоберти (см.), Сильвио Пеллико (см.) и многие другие из тогдашних итальянских демократов. "Я не верю ни в одну из существующих религий, — говорил М., — но вместе с тем я убежден, что смерти не существует, что жизнь не может быть иная, как вечная, что бесконечный прогресс есть закон жизни... В моей деятельности я всегда руководился и буду руководиться религиозной идеей; правительство же наше основано на обожании материальных интересов... У нас есть только форма и подобие религии — папство. Противоположен папству, но одинаково является источником испорченности — материализм". Самое великое, самое святое, что Божество дало человечеству — это, по мнению М., стремление к свободе; бороться за нее — значит осуществлять в жизни волю Божества и следовать нравственному закону. Исходя из этой идеи, Мадзини был безусловным республиканцем; однако именно в качестве республиканца он соглашался на монархию, если бы оказалось, что народ желает такой формы правления, лишь бы только монархия была демократической и оставляла республиканцам свободу бороться за осуществление их идеала. В основу для разграничения государств между собой должен быть, по учению М., положен принцип национальности, которому М., подобно всем итальянским демократам, придавал громадное значение. Между национальными государствами должна существовать федеративная связь. Европейские соединенные штаты — таков был отдаленный политический идеал, о котором мечтал М.; но к федерации итальянских государств, идея которой господствовала в 1830 и 1840 гг. среди итальянских либералов, он относился безусловно враждебно. В области экономической Мадзини был противником социализма, казавшимся ему опасным для личной свободы и слишком сухим, материалистическим. С такими идеями Мадзини вступил в общественную жизнь, за них он боролся и страдал всю жизнь и с ними умер. При вступлении на престол Карла-Альберта (1831) Мадзини написал ему открытое письмо, в котором указывал королю на два пути — путь реакционного террора и путь либеральных уступок. "Народ, — писал М., — не довольствуется более мелкими уступками; он требует человеческих прав, законности и свободы, независимости и единства; он выпил чашу рабства до дна и поклялся никогда более не наполнять ее". Официозный орган пьемонтского правительства, "Voce d élla Verità ", ответил на письмо, от которого сам Мадзини не ожидал практических результатов, что "на короля не производят впечатления безрассудные и вздорные сочинения, ибо сильные государи не боятся бумаги". Письмо Мадзини впервые ясно и определенно выставило программу объединения Италии Савойской династией, которая впоследствии была принята и ей самою, и итальянскими демократами. 16 лет спустя, точно так же в душе не веря в успех, Мадзини написал письмо Папе Пию IX, в котором убеждал его поднять знамя свободы и объединения Италии. В 1831 г. Мадзини основал общество "Молодой Италии", в которое вступили, кроме более энергичных элементов из среды карбонариев, много новых сил, в том числе Гарибальди. Общество это сыграло крупную роль в истории объединительного движения Италии, выработав определенную политическую программу и план действий и объединив все революционные силы полуострова. Итальянские правительства пытались остановить движение процессами и суровыми приговорами; сам М., как глава заговора, был заочно приговорен в Пьемонте к смертной казни (1833). Приговор этот тяготел над Мадзини даже после объединения Италии, до 1866 г. В 1833 г. Мадзини был главным организатором вторжения в Пьемонт, совершенного из Швейцарии под начальством Раморино (см.); сам Мадзини принял личное участие в походе. Экспедиция не удалась вследствие медлительности и неспособности Раморино; многие участники ее попали в плен и были расстреляны или повешены; Мадзини успел бежать за границу. В 1834 г. Мадзини основал журнал "La jeune Suisse" в Золотурне, но золотурнские власти арестовали, а потом выслали большинство сотрудников журнала, в том числе и М. В 1844 г. он поддерживал экспедицию братьев Бандиера. В 1848 г., когда в Италии повсеместно началась революция, Мадзини немедленно поспешил на родину и основал в Милане газету "L'Italia del popolo" и общество Associazione nationale, имевшие целью борьбу за присоединение Ломбардии к Пьемонту. Перед падением Милана Мадзини вступил в, отряд Гарибальди; затем он прибыл в Рим, где вместе с Саффи и Армеллини был избран членом триумвирата, душой которого был он. Триумвират предложил Гарибальди взять на себя оборону Рима против французов, а сам занялся гражд. организацией молодой республики, при чем обнаружил большую энергию и редкий административный талант. Несмотря на военное положение республики, ею управляли без помощи полицейских мер. Государственные земли раздавались нуждающимся крестьянам, для бедняков устраивались даровые квартиры в помещениях иезуитов; все взятые в плен отпускались на свободу. Когда римское национальное собрание сочло невозможным дальнейшую оборону и предложило триумвирам вступить в переговоры с французским генералом Удино о сдаче Рима, Мадзини вместе с товарищами сложил с себя полномочия и уехал в Лондон. В 1853 г. он организовал неудачное восстание в Милане, в 1857 г. — экспедицию Пизакане (см.). Эти мелкие и постоянно неудачные экспедиции казались бесполезными даже Гарибальди, который на Капрере выжидал более благоприятных обстоятельств; различие во взглядах на способ действий вызвало охлаждение между обоими деятелями. В 1859 г. Гарибальди принял участие в борьбе против Австрии, а Мадзини распространял статьи и брошюры против пьемонтского правительства. После заключения мира Мадзини обратился с новым письмом к Виктору-Эммануилу, убеждая его открыто выступить на борьбу за освобождение Италии. Когда это письмо осталось без последствий, Мадзини обратился к Гарибальди с проектом возмущения всей Южной Италии и организации экспедиции на Рим; но Гарибальди назвал план "Мадзинианской мечтой" и отказался. Тогда Мадзини один начал собирать деньги и волонтеров для экспедиции в Сицилию, во главе которой должны были стать Розалино Пило и Квадрио. Не вытерпел, наконец, и Гарибальди и, отчасти под влиянием убеждений Криспи (см.), стал во главе экспедиции. Мадзини лично не принял в ней участия; но когда Гарибальди взял Неаполь, то Мадзини поспешил туда, чтобы убедить Гарибальди двинуться на Рим. Когда этот план рушился, Мадзини уехал в Лондон, откуда поддерживал сбором денег и вербовкой волонтеров экспедиции Гарибальди на Рим в 1862 и 1867 гг. Меры, принятые против Гарибальди в 1867 г., привели Мадзини к убеждению, что союз с Виктором-Эммануилом для демократии невозможен; он начал в печати усиленную агитацию против итальянского правительства и за республику и не пожелал воспользоваться амнистией 1866 г., несмотря на то, что многократно был выбираем в итальянский парламент. В 1870 г. в Сицилии началось республиканское движение. Сам Мадзини не верил в его успех, но отправился на остров. Схваченный в открытом море, на пути в Сицилию, он был отвезен в Гаэту, но через 2 месяца освобожден под условием покинуть Италию. Мадзини поселился в Лугано (в Швейцарии), где основал газету "La Roma d el Popolo". В 1872 г. он вернулся в Италию, но простудился, переезжая через Альпы, и умер в Пизе, в доме одного из своих друзей. На похороны его в Генуе стеклось свыше 50 тыс. человек, и похоронная процессия явилась демонстрацией против правительства. Через 10 лет в Генуе в честь Мадзини воздвигнут великолепный памятник; на высокой колонне из белого мрамора стоит его статуя, на ступенях пьедестала сидит плачущая Италия, а возле нее юноша держит знамя с девизом: "Dio e popolo". В 1890 г. палата по предложению Криспи вотировала кредит на открытие памятника Мадзини в Риме. Сочинения Мадзини изданы в Милане и Риме, в 1861-1886 г., под загл.: "Scritti editi ed inediti"; извлечение по-немецки издано (Гамбург, 1868) и по-английски, с биографией (Лонд., 1864-1868); см. еще "Corri s pondenza inedila" (Мил., 1875), "Lettere inedite" (Рим, 1885), "Duecento lettere intdite" (Турин, 1888). Ср. Л. Толстой, "Сочинения" т. XIV ("Письмо Мадзини о бессмертии"); "Италия и М." ("Вестник Европы", 1868, №№ 1, 2, 5, 7); A. М., "Гарибальди и М." ("Русская мысль", 1882, № 12); Герцен, "Былое и думы"; его же, "Посмертные статьи"; И. Шерр, "Комедия всемирной истории" (СПб., 1871); Cironi, "Die nationale Presse in Italien und die Kunst der Rebellen" (перев. с итал., Лпц.", 1863); Garibaldi, "Меmorie autobiog r afiche", (Флор., 1888); Nardi, "G. M., la vita, gli scritti e le sue dottrine" (Мил., 1872); E. A. V., "Joseph М." (Л., без года); Simoni, "Histoire des conspirations mazziniennes" (П., 1870); Mario, "M., nella sua vita e nel suo apostolato" (Мил., 1891); Boullier, "Un roi et un conspirateur, Victor-Emmanuel et M." (Пар., 1885); Saffi, "Il pensiero politico e sociale di G. M." (Рим, 1887); Gr. Schack, "Joseph M. und die italienische Einheit" (Штутг., 1891); Canestrelli, "Bibliografia degli scritti di G. M. " (Рим, 1893). Двоюродный брат М., Андреа М., тоже эмигрант, живший в Париже, написал "De l'Italie dans ses rapports avec la libert é et la civilisation moderne" (П., 1847).

В . Водовозов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Мадисон Джемс
Мадисон Джемс (Madison, 1751-1836) — четвертый президент Сев.-Амер. Соед. Шт. Участвовал с Джеем и Гамильтоном (см.) в издании "Federalist" и вместе с ними защищал сильное федераль...

Мадия
Мадия (Madia Mol.) — род американских растений, относящихся к семейству сложноцветных (Compositae) группы Heliantheae. Это — многолетние или однолетние волосисто-железистые и клейкие травы; ...

Мадонна
Мадонна (Madonna) — сокращение итальянских слов mia donna, т. e. "моя госпожа". С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!