Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Каваньин

Каваньин (Иероним Caballini, 1640—1714) — далматинский поэт, происхождения итальянского, был преподавателем юридических наук в Зарской коллегии, потом городским судьей в Сплите; присутствовал при битве сербов с турками у г. Нового (Castelnuovo) в 1687 г. В молодости Каваньин писал эротические песни и дидактические стихотворения, но до нас дошли лишь его итал. сочинение: "Informazione circa Spalato a la chiesa metropolitana " и сербская " Povist vangelska bogatoga a nesrecna". Последняя издана Кукулевичем-Сакцинским (Загреб, 1861). Эта поэма "О богатстве и убожестве" написана Каваньин в 1710—1711 гг. и по объему своему (30 песен, в 32658 стихов) занимает едва ли не первое место между поэтическими произведениями далматинцев. В ней излагаются сначала мысли автора о вреде богатства, как источника всех смертных грехов; и о пользе убожества и простой сельской жизни; затем выводятся славные мужи и жены славянского мира, папы славянского происхождения, следуют рассуждения о святых и святынях славянских земель, о мудрости, терпении и т. п., о значении монашества и славе иезуитского ордена, описываются адские муки грешников, звездный мир, как пребывание праведных, ангелов и самого Бога, и поэма заканчивается изображением страшного суда. Образы и картины в поэме Каваньин лишь кое-где мелькают на сплошном фоне сентенций, нанизанных на евангельскую притчу о богатом и Лазаре. Историческое значение этой поэмы определяется заключающимся в ней материалом для далматинской истории и этнографии и выраженными в ней воззрениями на славянство. Каваньин смотрел на славянский мир, как на одно племенное и историческое тело, освободительницей и главой которого предназначено быть России. У него имеется и представление о единстве так называемого греко-славянского мира. Но в то же время он Рим называет солнцем вселенной, папу считает источником всякой власти, явно сочувствует попыткам папы подчинить себе Москву, а в вопросах догматических держится римской церкви. Считая восточную церковь помехой к осуществлению его панславистических мечтаний и желая соединения церквей, Каваньин все же отстаивал славянскую литургию и обрядовые особенности восточной церкви.

Ср. Будилович, в "Сборнике статей по славяноведению" (изд. учеников В. И. Ламанского СПб., 1883).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Кавелин, Дмитрий Александрович
Кавелин, Дмитрий Александрович (1778—1851) — директор СПб. университета. Еще в пеленках был записан в гвардию и 18 лет был уже премьер-майором. Обучался в Благородном пансионе при Московском...

Кавелин, Константин Дмитриевич
Кавелин, Константин Дмитриевич (4 ноября 1818 г. — 3 мая 1885 г.) — происходил из средней дворянской семьи. Отец его, Дмитрий Александрович (см.), в 1823 г. поселился в Рязани. К., тогда еще...

Кавендиш, Генри
Кавендиш, Генри (Henry Cavendish, 1731—1810) — английский естествоиспытатель. Будучи вторым сыном лорда Карла К., герцога Девонширского, Генри К. не наследовал богатств отца и с ранних лет п...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!