Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Эпанагога

Эпанагога (επαναγωγη τοΰ νόμου) — памятник византийского права, представляющий собой, по господствующему мнению, переработку Прохирона. Он дошел до нас в нескольких рукописях, с присоединенными к тексту схолиями интерпретатора, содержащими множество интересных замечаний об отношении Эпанагога к другим памятникам. Эпанагога состоит из 40 титулов, содержащих: введение, с общими учениями о праве и справедливости (1); постановления об императоре, патриархе и начальствующих лицах (2—7); о должностях и достоинствах церковных (8—11); о свидетелях и документах (12—13); об обручении и браке (14—17; 21); о приданом и дарениях между обрученными и супругами (18—20); о договорах (22 — 28); о наследовании по завещанию и закону (29—3 8); об operis novi nuntiatio (39) и о преступлениях и наказаниях (тит. 40). В схолиях автор отмечает не принятые в Эпанагога места юстинианова права; показывает, и в чем именно Эпанагога не согласна с этим правом; обнаруживает допущенные в ней интерполяции и отклонения от Прохирона; дополняет новыми указами; улучшает и критикует текст сборника. Вопрос о происхождении Эпанагога в связи с другими памятниками (Эклогой и Прохироном) очень спорен. Господствующее мнение приписывает Эпанагога императорам Македонской династии (Бинер, Цахариэ ф.-Лингенталь, Васильевский). Цахариэ и Геймбах думают, что Эпанагога была только проектом нового издания Прохирона, составленным при имп. Василии, Льве и Александре, но не опубликованным в качестве закона. Проф. Сокольский в специальной статье, разбирая подробно доводы в защиту этого мнения, доказывает законодательную силу этого памятника. По его мнению, Эпанагога не просто второе издание Прохирона, но самостоятельная его переработка, иногда радикально изменяющая его постановления. В ней содержится, между прочим, теоретическое и систематическое изложение учения о византийской государственной и церковной организации, не имеющееся ни в Эклоге, ни в Прохироне. Это учение является последовательным и точным воспроизведением византийских представлений о царской власти. Оно было хорошо известно древней Руси и послужило одним из главных источников для создания того воззрения на царскую власть, которое утвердилось в России к концу XVII в. В этом проф. Сокольский видит особое значение и интерес Э., независимо от её роли, как практического судебного руководства. Ср. об Эпанагога статьи Геймбаха в "Энциклопедии" Эрша и Грубера (т. 86), Васильевского (в "Ж. М. Н. Пр.", CXCIX, 270 сл.) и Сокольского ("О характере и значении Э.", "Византийский Временник", 1,1904).

В. Н.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Эперьеш
Эперьеш (мадьярск. Eperies, угорско-русск. Пряшов, словацк. Pre š ov, немецк. Eperies) — главный город Шаришского комитата в Венгрии, на левом берегу реки Тарцы (мадьярск. Tarzca). Мест...

Эпигоны
Эпигоны (έπίγονοι): 1) сыновья героев, участвовавших в известном походе (Семи) против Фив, предпринявшие через десять лет после неудачного похода их о...

Эпиграмма
Эпиграмма (греч. έπί — "на" и γράμμα — "писание") — у древних греков не имела того элемента насмешки, который отличает ее у н...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!