Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Днепр

Днепр (у греков Борисфен, у римлян Данаприс, у турок Узу, или Узы) — одна из значительнейших рек Европейской России, берет начало в северной части Смоленской губернии, в Бельском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов Валдайского плоскогорья, вытекая из болот, лежащих близ дер. Клецевой, на высоте 829,5 фт. над уровнем моря, на широте 55°52' сев., долготе 3°23' вост. от Пулкова (33°43' от Гринвича). Пройдя извилисто от С к Ю почти вплоть до вост. отрогов Карпатских гор, Д. у Киева поворачивает к ЮВ; между Екатеринославом и Александровском протекает по меридиану, образуя между ними знаменитые Днепровские пороги; несколько ниже Александровска круто поворачивает к З, а у Берислава к ЮЗ, и сохраняет это последнее направление до Днепровского лимана, в который впадает, образуя обширную болотистую дельту. Кроме резких поворотов у у Екатеринослава и Александровска, Д. делает еще довольно значительные повороты у Дорогобужа и Орши, и хотя местами протекает весьма извилисто, но вообще удерживает достаточно прямое направление, занимая по долготе только 5°3'37", причем удаляется от Пулковского меридиана к В на 4°50' (у города Александровска), а к З на 0°13'37" (у города Рогачева). По широте Д. занимает 9°18', причем длина его, со всеми изгибами, достигает 2117 вер., прямое же расстояние от истока от устья составляет 960 вер.; следовательно, криволинейное течение почти в 2¼ раза больше прямого расстояния. Величина этой извилистости падает преимущественно на верхнюю часть реки. В ряду европейских рек Д. занимает третье место, уступая в величине только Волге и Дунаю, но значительно превосходит все остальные реки Европы. При разности уровней истока и устья в 829½ фт. и показанной длине, среднее падение на версту составляет 4,7 дюйма, которое распределяется, впрочем, весьма неравномерно между различными частями Д.

Д. орошает девять густо населенных губерний, заключающих в себе 477067 кв. вер. (49715293 дес.), с населением 17560878 душ (по сведениям за 1890 г.), а именно: Смоленскую, Могилевскую, Минскую, Черниговскую, Киевскую, Полтавскую, Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую. Через Смоленскую губ. Д. протекает почти по середине; в Могилевской захватывает сев.-зап. часть и принадлежит ей обоими своими берегами; в южн. же части Могилевской и во всех остальных губерниях, за исключением Екатеринославской, Д. большей частью служит границей между губерниями и принадлежит каждой из них только одним своим берегом, причем правым берегом принадлежит губерниям: Минской, Киевской и Херсонской, левым: Черниговской, Полтавской и Таврической. Для последней губернии Д. не имеет особого значения, так как принадлежит ей только на незначительном протяжении своим левым берегом. Почти то же следует сказать о Херсонской губ., в западной части которой протекают весьма важные самостоятельные pp. Южн. Буг и Днестр, тоже не входящие в бассейн Д. По берегам Д. расположено несколько сот различного рода населенных мест, в том числе 19 городов, из них 5 губернских; Смоленск, с населением 34300 душ, Могилев (41900 д.), Киев (176000 д.), Екатеринослав (46800 д.) и Херсон (61800 д.). Почти все города и значительная часть населенных мест расположены на правом берегу Д., что объясняется тем обстоятельством, что правый берег вообще выше левого. Хотя при общем меридианном направлении Д. с С на Ю, во многих местах его течения замечается подмыв правого берега и уклонение русла к З, обычно объясняемые известным теоретическим законом о перемещении рек в зависимости от вращательного движения Земли, но на Д. встречается весьма немало мест, которые нисколько не подчиняются этому закону, что в достаточной степени объясняется орографическим видом местности и геогностическим составом почв, по которым река протекает.

РЕКА ДНЕПР

ДНЕПР У КИЕВА. БАССЕЙН РЕКИ ДНЕПР

ДНЕПРОВСКИЕ ПОРОГИ. НЕНАСЫТЕЦКИЙ ПОРОГ

Притоками Д. не особенно богат. Хотя число всех притоков довольно значительно, но имеющих какое-нибудь значение и достаточно известных и измеренных только 56, общая длина которых составляет 12753 версты, причем на каждую версту главной реки приходится 6 в. притоков, а один приток приходится на каждые 37 в. главной реки. Распределение притоков по течению Д. весьма неравномерно, наибольшее число их сосредоточено на протяжении от истока до Киева, между тем как ниже Киева до устья река почти совершенно лишена притоков. Из числа притоков, непосредственно впадающих в Д., важнейшее значение имеют следующие четыре: Березина, протяжением в 447 в., Сож (5 04 в.), Припять (699 в.) и Десна (911 в.) с Сеймом (573 в.). Притоки Березина и Припять представляют особую важность для Д., так как они служат началом следующих трех искусственных водных систем, соединяющих Д. с Балтийским морем.

Березинская система. Под этой системой подразумевается весь водный путь от устья Березины до устья реки Уллы, впадающей в Зап. Двину, и далее, по этой последней, до г. Риги и Балтийского моря. Составные части этой системы: река Березина на протяжении 363 в., канал Сергучевский (8 в.), река Сергуч (10 в.), озера Манец и Плавио (5 в.), составляющие водораздельный бьеф системы, канал Березинский (соединительный, 7 в.), озеро Берешто (2 в.), река Берешта (6 в.), канал Веребский (2 в.), река Эсса (12 в.), озеро Прошо (½ в.), канал Лепельский 1-й (1 в.), озеро Лепельское (2 в.), часть реки Уллы (⅓ в.), канал Лепельский 2-й (¼ в.), часть реки Уллы (10 в.), озеро Жезлино (1 в.), часть реки Уллы (35 в.), канал Чашницкий (2 в.); часть реки Уллы (48 в.) и реки Зап. Двины до впадения в Балтийское море (490 в.). Вся длина этой системы от р. Д. до Балтийского моря составляет 1005 в. Система эта несудоходна; по ней могут ходить только плоты, и только весной, при половодии; но так как вследствие мелководья речек, составляющих систему, и чрезвычайной сложности самой системы, плоты весьма редко успевают в Уллу до спада вод, то они так же редко достигают и устья Зап. Двины в одну навигацию.

Днепровско-Бугская система начинается при слиянии р. Припяти с Д. Составные части этой системы: реки Припять (468 в.), Ясольда (21 в.) и Пина (55 в.), канал Днепровско-Бугский, или Королевский, от соединения с р. Пиной до плотины Селищенской (39 в.), часть канала от плотины Селищенской до плотины Выгодской (25 в.), составляющая водораздельный бьеф системы, и остальная часть канала от плотины Выгодской до соединения с р. Муховцом (12 в.), реки Муховец (83 в.), Зап. Буг (308 в.) и Висла от устья Зап. Буга до прусской границы (166 в.) и от прусской границы до впадения в Балтийское море у Данцига (217 в.). Длина всей системы от р. Д. до Балтийского моря составляет 1394 в. Грузовое движение по этой системе ограничивается в настоящее время гонкой леса и лесных материалов по направлению к Зап. Бугу, для заграничного экспорта в Данциг. Что касается движения судов, то оно никогда не было значительно и производилось только весной, при половодье, с наступлением же промежуточного времени мелководье на Зап. Буге исключало всякую возможность движения, вследствие чего товар перегружался на плоты или же шел далее гужом. С постройкой соседних железных дорог транзитное движение судов по этой системе совершенно прекратилось.

Огинская система начинается также при слиянии реки Припяти с Д. Систему эту составляют: реки Припять (468 в.) и Ясольда (58 в.), канал Огинский от соединения с р. Ясольдой до шлюза № IX (32 в.), часть канала от шлюза № IX до шлюза № X (18 в.), составляющая водораздельный бьеф системы; реки Щара от соединения с каналом Огинским (206 в.) и Неман от устья Щары до прусской границы (458 в.) и от прусской границы до впадения в Балтийское море, в залив Куриш-Гаф и канал Гильге, у Мемеля (105 в.). Длина этой системы от р. Д. до Балтийского моря составляет 1345 в. На Огинской системе, точно так же как и на Днепровско-Бугской, грузовое движение ограничивается гонкой леса в плотах. В 60-х г., до постройки ближайших железных дорог, по системе проходило ежегодно около ста судов, в настоящее же время сквозное движение судоходства совсем прекратилось. Впрочем, система эта представляет весьма крупные неудобства даже для плотового движения, судоходная же способность ее без коренного переустройства невозможна. Висло-Неманский соединительный путь, связывающий Огинскую систему с Днепровско-Бугской, по окольности и отдаленности этого пути, не имеет никакого значения собственно для Днепровского бассейна.

Железные дороги пересекают Д. или примыкают к нему в след. пунктах: Смоленск, Орша, Жлобин, Речица, Киев, Черкасы, Кременчуг, Крюков, Верхнеднепровск, Екатеринослав и Александровск. Некоторые железные дороги проходят или у самого Д., или параллельно ему, в незначительном от него расстоянии. Московско-Брестская жел. д., пересекающая Д. в 35 в. выше Дорогобужа, идет далее у самой реки, через Смоленск до Орши. Фастовская жел. дор. проходит параллельно Д., в расстоянии от него около 60 в., подходит к нему у г. Черкас и соединяется у станции Знаменки с Харьково-Николаевской, которая пересекает Д. у Кременчуга. Главные притоки Д. пересекаются железными дорогами в следующих пунктах: Брянске, с. Макошине, Гомеле, Бобруйске и Борисове. Полесская жел. дор. проходит вдоль всей судоходной части Припяти, через Лунинец и Пинск до Брест-Литовска, и захватывает своими ветвями почти весь бассейн этого притока.

При помощи своих притоков, преимущественно Десны, Сожа, Березины и Припяти, образующих его бассейн, Д. захватывает, кроме выше названных девяти губерний, через которые он протекает, еще пять губерний, в том числе всю Волынскую и некоторые уезды губерний Калужской, Орловской, Курской и Харьковской. Занимая западную часть Европейской России, Днепровский бассейн граничит к С с бассейном Западно-Двинским и Верхневоложским, к В — бассейнами рек Оки и Дона, к Ю — бассейнами Черного и Азовского морей, а к З — бассейнами рек Южного Буга, Вислы и Немана. Круговая водораздельная линия, проходящая по водоразделу указанных бассейнов, равняется 3480 в., а ограниченный ею Днепровский бассейн, занимающий 9°18' по широте и 12°20' по долготе, заключает в себе 463037 кв. в. Хотя Д. занимает своей речной областью чрезвычайно выгодное положение между восточной и западной половинами Европы и морями Балтийским и Черным, торгово-экономическое значение Д. представляется, однако, довольно ограниченным. Причина этого заключается, между прочим, в существовании порогов, делающих сквозное по Д. судоходство невозможным и разделяющих его на две весьма неравные части, представляющие собой как бы две совершенно отдельные реки, из которых северная имеет устье в несудоходных порогах, а южная в свободном Днепровском лимане, лежащем вблизи первоклассных портов, Николаева и Одессы. Не имея между собой ничего общего, часть Д. ниже порогов представляет собой глубокую, собственно приморскую часть реки, имеющую свой особый флот, свои судостроительные верфи и свое грузовое движение и развивающиеся самостоятельно и совершенно независимо от Верхнеднепровской части. Хотя эта последняя часть соединена с Балтийским морем тремя искусственными системами, но это соединение, при котором суда вынуждены идти против течения, не может быть признано действительным вследствие несовершенства систем, не отвечающих самым насущным потребностям судоходства. Таким образом, Верхнеднепровский бассейн, отделенный от Черного моря несудоходными порогами и соединенный только номинально с Балтийским, оказывается совершенно замкнутым, а судоходство по его водным путям — чисто местным. Только совершенным неустройством искусственных систем и крайними недостатками рек Верхнеднепровского бассейна может быть объяснена причина, по которой все водные пути этого бассейна изрезаны железными дорогами, которые, при помощи так называемых пониженных навигационных тарифов, отвлекли все грузы от водных путей и, несмотря на ограниченность своей провозоспособности, заняли неподобающее им положение главных путей, вместо того, чтобы быть подвозными путями к водным путям сообщения. Подобное ненормальное положение может быть уничтожено только действительным соединением Верхнеднепровского бассейна с Балтийским морем и надлежащим улучшением рек, его составляющих. Что касается соединения верхней части Д. с нижней, то оно будет вполне удовлетворять своему назначению только в том случае, если сделает возможным взводное судоходство в Днепровских порогах, и только тогда весь Д. со своими искусственными системами будет иметь такое же важное общегосударственное значение для западной России, какое имеет Волга со своими системами для восточной.

Вскрытие и замерзание Д. Так как Д. занимает весьма незначительное протяжение по долготе, то вскрытие и замерзание различных его частей происходит, за небольшими исключениями, весьма правильно, вполне завися от градусов широты, под которыми эти части находятся: замерзание начинается с С и постепенно идет к Ю, т. е. сверху вниз, а вскрытие, наоборот, начинается снизу и идет постепенно вверх. Что касается продолжительности навигации, то она вполне зависит от продолжительности весеннего ледохода и времени начала осеннего. Продолжительность весеннего ледохода в различные годы бывает весьма различна и обусловливается временем начала вскрытия и временем, когда река окончательно очистится от льда. Из наблюдений на водомерных постах за последние десять лет, с 1882 по 1891 год, продолжительность весеннего ледохода для различных мест Д. составляла, в среднем, от 5 до 12 дней, причем самый продолжительный ледоход был в верхней части Д., между Дорогобужем и Могилевом, и в средней части, между Киевом и порогами включительно. Осенний ледоход, впрочем, не имеющий влияния на продолжительность навигации, всегда бывает значительно продолжительнее весеннего. Продолжительность осеннего ледохода на Д. составляла в среднем от 9 до 37 дней, причем наиболее продолжительным ледоход был в участке от устья Припяти до порогов включительно.

В нижеследующей таблице приведены, из десятилетних наблюдений, для некоторых мест Д. наибольшее, наименьшее и среднее число дней навигации, считая, что навигация начинается с того времени, когда река окончательно очистилась от весеннего льда, а оканчивается — когда на реке появился первый осенний лед (см.).

 

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Днепрово-Бугский канал
Днепрово-Бугский канал (прежний Королевский или Муховецкий) — находится в Гродненской губернии, в Кобринском уезде, и соединяет реку Муховец, приток Зап. Буга, впадающего в реку Вислу, с рек...

Днепровский лиман
Днепровский лиман — обширный залив Черного моря, отгороженный от него Кинбурнской косой, представляющей продукт совокупного действия рек Днепра и Буга, впадающих в лиман с В и С. Составляя п...

Днепровский уезд
Днепровский уезд (уездный город Алёшки; см.) — северо-западная часть Таврической губернии. Прилегает на З и ЮЗ к Черному морю, от Кинбурнской косы до Перекопского перешейка, отделяющего его ...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!


 

Число дней навигации

Наибольш.

Наименьш.

Сред. за 10 л.

Дорогобуж

241

201

219

Смоленск

239

209

214

Орша

254

212

227

Могилев

239

206

222

Жлобин

248

208

225

Лоев

253

218

231

Киев

257

215

234

Черкасы

259

220

240

Кременчуг

256

222

238