Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Боэтий

Боэтий (Аниций Манлий Торкват Северин) — римский государственный человек в философ, род. около 470—75 по Р. X. в Риме, где семейство Анициев пользовалось большим уважением; учился в Афинах, рано достиг высших государственных должностей, был в 508 или 510 консулом и приобрел полное доверие остготского короля Теодориха. Но за защиту обвиненного в государственной измене сенатора Альбина навлек на себя подозрение короля, был им приговорен к смерти, ввергнут в темницу в Павии и казнен вместе с своим тестем сенатором Симмахом (525). — Один из последних неоплатоников, Боэтий своими переводами, переделками и толкованиями логических сочинений Аристотеля оказал громадное влияние на все умственное развитие средних веков и более чем кто-либо способствовал знакомству с греческой философией, пока на смену не явились мавры и евреи, познакомившие Европу с другими сочинениями великого философа. Его учебники по логике ("De syllogisme categorico", "De syllogismo hypothetico", "De definitione", "De differen t iis topicis") легли в основу преподавания этого предмета в средневековых школах, так что Боэтий по справедливости может быть назван отцом средневековой философии, или так называемой схоластики. Он перевел и переделал также математические сочинения Никомаха, Архимеда, Эвклида и Птоломея и написал пять книг о музыке ("De musica"). Но ни одно из его произведений не имело такого благодетельного влияния на средневековое человечество, как сочинение о "Философском утешении" ("De consolatione philosophiae"), написанное им в темнице перед казнью. Эта книга в течение многих столетий была лучшим и любимейшим чтением после Библии. Она написана в виде диалога между заключенным в темнице Боэтий и философией, частью стихами, частью чистой, благородной прозой, и по своему содержанию довольно тесно примыкает к античным образцам. В ней нет и следов христианского элемента и речь идет только о том утешении, какое может доставить человеку научная философия, независимо от религии. Говоря о переменчивости земного счастья и о единственном вечном и прочном благе, доставляемом человеку добродетельной жизнью, он высказывает мысль, что злой человек всегда несчастлив, что зло само по себе уже есть наказание, а добродетель — благо, и старается доказать, что счастье и награда добродетели заключаются в ней самой. Все эти мысли изложены просто, задушевно, без всякой искусственности и риторических прикрас, и потому понятно, как успокоительно они должны были действовать на лучшие и благороднейшие умы в мрачный период средних веков. То обстоятельство, что в своем "утешении" Боэтий не приводит ни одной мысли из Библии, не ставит в пример истинной твердости ни Иисуса Христа, ни кого бы то ни было из христианских мучеников, заставило многих сомневаться в том, что приписываемые Боэтий христианско-теологические сочинения (напечатаны в издании "Consolatio" Пейпера, Лейпц., 1871) действительно принадлежали ему (см. в особенности Нич, "Das System des B. und die ihm zugeschriebenen theologischen Schriften"), хотя найденные недавно отрывки из Кассиодора подтвердили их подлинность. "Consolatio philosophiae" перепечатывалась много раз. Кроме самого древнего издания (Нюрнб., 1473), существуют издания Бертиуса (Лейд., 1622), Пультуса (Падуя, 1721 и 1744), Гельфрехта (Гоф, 1797), Фрейтага (Рига, 1794, с примечаниями и немецким переводом), Oббaриyca (Иена, 1845) и упомянутое уже издание Пейпера (1871). Кроме того, имеются англосаксонский перевод, приписываемый Альфреду Боэтий (лучшее изд. Фокса, Лонд., 1864) и перевод на древ верхненемецк. наречие начала XI ст. (изд. Граффом, Берл., 1 8 33 и Гаттемером в "Denkm ä ler des Mittelalters", т. 3). Из новейших немецк. переводов надо упомянуть, кроме Фрейтага (см. выше), переводы Вортберга (Грейфсв., 1826) и Вейнгэртнера (Лейпц., 1827), русск. пер. иеромон. Феофилакта: "Утешение философское" (СПб., 1794). Собрания сочинений Боэтия появились в Венеции 1491—92, 2 т.; Базеле 1546—47, 1570; наконец, в "Patrologia" Минье, т. 63—64 (Париж, 1847).

См. Bergstedt: "De vita et scriptis Boethii" (Упсала 1842); Sutterer, "B. der lezte R ö mer" (Эйхштедт 1852); Baur, "B. u. Dante" (Лейпц., 1873); Usener, "Anecdoton Holderi" (там же, 1877).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Бояка
Бояка (Воуаса) — прежде самый большой и самый восточный департамент южно-америк. республики Новой Гренады, теперь один из соединенных штатов Колумбии, образованный в 1858 из этого департамен...

Боянусов орган
Боянусов орган — орган выделения, или почка, пластинчатожаберных моллюсков (Lamellibranchiata, cм. Пластинчатожаберные), назван по имени профессора Виленского университета начала этого столе...

Боярдо
Боярдо (Маттео-Мария, граф Скандиано Bojardo) — итальянский поэт, род. около 1434 в Скандиано, † 21 дек. 1494 в Реджио, где занимал должность губернатора в правление герцога Геркулеса I д'Эс...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!