Главная  Энциклопедии  Словари  Добавить в Избранное



Апис

Апис (егип. Hapi) - священный бык, имевший свой храм в Мемфисе (см. это сл.). По рассказу Манефона, культ Апис был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом (около 3600 г. до Р. Х.) одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе и Мендесского козла. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Фиса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен А.; Апис первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно "быком преисподней", поэтому-то Плутарх и говорит, что Апис есть одухотворенное изображение Осириса; для народа же он был, по словам Страбона, самим "богом, то же самое, что Осирис". Точно так же, как и Осирис, Апис был в самом близком соотношении с Нилом; на эту связь указывает уже его египетское название Hapi, так как иероглифический знак для "Нила" есть H â pi. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь Апис (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать прибывание воды в Ниле. По нахождении нового Апис его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество A., Natales Apidis, относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Больше 25 лет Апис не должен был жить, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. Отношение же Апис к Мневису в Гелиополе было такое, что хотя оба они, как мы достоверно знаем, были посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй же быком солнца, и первого некоторые называют сыном второго. По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца; между приметами его есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны же жрецы направлялись к А. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Апис указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть черным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового Апис праздновалось во всей стране. Апис приписывались также и пророческие силы, как и вообще в позднейшее время, особенно в греч.-римскую эпоху, ему приписывалось многое, что было совершенно чуждо его первоначальному символическому значению. Введенный во время первых Птоломеев в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис должен был быть приведен в связь с древним мемфисским Осирисом-А., так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Читайте также :

Аплодисмент
Аплодисмент Аплодисмент, аплодирование (лат. applausus, plaudere, хлопанье в ладоши) - так называется одобрение, выражаемое публикой рукоплесканием при различного рода зрелищах и представлен...

Апокалипсисы апокрифические
Апокалипсисы апокрифические - названные в древних литературных произведениях русской словесности "обавлениями", были довольно распространены, и некоторые из них не только перешли ц...

Апокалиптика
Апокалиптика - название своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы, которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божия и пришествие Мес...





Энциклопедии и словари на ALCALA.RU 2005-2011 год. - Значение слова в Бесплатных онлайн словарях - справочниках
Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.
При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!
Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!